За каждым великим мужчиной стоит женщина. Служенье муз суеты не терпит. А в случае с гениями эту самую суету терпят жены, любовницы, сестры. Если бы Нобелевским лауреатам надо было стирать носки, мыть посуду, проверять уроки, смотреть за родителями, готовить обеды и вдохновлять любимую на подвиги, вряд ли мир увидел бы их гениальные открытия.

Жена уехала в командировку и оставила мужа с двумя детьми дома. Муж проснулся утром, разбудил детей, приготовил завтрак, накормил детей, погладил одежду, одел детей, умыл. Отвёл младшего в садик, старшего проводил в школу, пошёл на работу, в обед сходил в магазин за продуктами. Вечером забрал младшего из садика, старшего со школы, погуляли на улице. Пришли домой. Муж приготовил ужин, накормил детей, уложил их спать, помыл посуду, постирал, лёг на диван и думает: “Если бы меня сейчас ещё и трахнули, я бы сдох!”

Другой вопрос – увековечивание имени дражайшего супруга. Мало кто, кроме жён известных мужчин, брал на себя труд продолжать прославлять их имена в вечности. Жена гения – это работа. Трудная и не оцененная до конца.  Примером тому служит жизнь композитора Рихарда Вагнера и его женщин. Каждая из них оставила свой неизгладимый след в его биографии.

Итак, садитесь удобнее, настало время восхитительных историй.

Представьте себе мужчину ростом 166 сантиметров, откровенно некрасивого, антисемита, категоричного, довольно самоуверенного. Гремучая смесь. Казалось бы, от такого надо бежать как можно дальше. Но никто ведь не говорил, что с гениями легко. Не буду распыляться о многочисленных интрижках Вагнера с актрисами и певицами – они того не стоят. Однако о троице «Минна Планер – Матильда Везендонк – Козима Вагнер» расскажу. Если бы не эти три столпа жизни Вагнера, возможно, не было бы ни «Парсифаля», ни «Тристана и Изольды», ни знаменитого на весь мир Байройтского музыкального фестиваля.

Глава 1. Минна

Когда Минна Планер выходила замуж за Рихарда Вагнера, ей было 25 и все, чего она хотела, это спокойно-стабильной семейной жизни. Вскоре она поняла, что Вагнер – далеко не торт.  Помимо постоянного безденежья, у мужа начались проблемы с законом. Вагнер был революционером не только в музыке, за вольнодумство его чуть было не арестовали.

Как всякая женщина в такой ситуации, Минна поспешила сбежать к сестре, и тут бы и закончиться этому браку, однако Рихард вернул ее, неведомо какими чарами, (доподлинно известно, что он обладал поистине магнетическим притяжением, и женщинам было трудно перед ним устоять).

Минна прожила с Вагнером 30 лет. И хотя стараниями биографов она выглядела мещанкой, думающей лишь о комфорте и финансовом благополучии, на деле первая жена Вагнера была посвящена в творческие планы супруга и активно обсуждала их с ним.

Варила супчики, терпела безденежье и тихо надеялась, что муж остепенится. И пусть вагнероведы корят ее за то, что она спровоцировала скандал в доме Везендонков, узнав о романтической переписке Вагнера с хозяйкой дома Матильдой. Я уверена, она всего лишь защищала свою честь и достоинство, которые ее ветреный муж постоянно пытался попрать.

Глава 2. Матильда

 

Ситуация с Везендонками выглядела по меньшей мере странно. Красавица Матильда была женой очень богатого фабриканта Отто Везендонка. Тот, в свою очередь, регулярно спонсировал Вагнера и даже поселил их с Минной в своем поместье под Цюрихом, когда у композитора начались проблемы.

Вагнер давал Матильде Везендонк уроки музыки, периодически ездил в Париж дирижировать оперы. Минна разбила огородик, занималась домом, лечила сердце. Матильда писала стихи, рожала детей от мужа и вдохновляла Вагнера на новые  оперы. А Отто? Отто за все платил. Согласитесь, роман с женой друга и спонсора, пусть и эпистолярный, платонический, не красит никого.

Это правда. Матильда Везендонк и Рихард Вагнер так и не перешли заветную черту. У них ни разу не было близости, хотя Вагнер был страстно влюблен. Собственно, дитя этой любви – «Тристан и Изольда», самая эротически наполненная опера. В музыке «Тристана» чувствуется сумасшедшее томление, страсть, которая, вырвавшись, сметает под собой все живое и неживое.

И да, Тристан и Изольда – это Рихард и Матильда. Только в реальной жизни «Изольда» так и осталась жить-поживать с «королем Марком» и растить их  детей.

Осмелюсь предположить, что любовь Матильды была скорее любовью-восхищением перед гением Вагнера. Она четко разделяла семью и романтическое увлечение, у которого не было будущего. Но, согласитесь, всегда приятно быть музой, «ангелом»,  как называл ее Вагнер. И, если бы Минна, увидев очередное письмо Матильды к Рихарду, не потребовала бы у соперницы объяснений, то так они и жили бы, спонсируемые семейством Везендонк. Однако был скандал, после которого Вагнер объявил Минне, что более они не могут жить как муж и жена (будем честными, их брак трещал по швам с самого начала).

Рихард уехал в Венецию, Минна – на воды, Везендонки отправились в Италию, правда, не перестали помогать Вагнеру деньгами. Все роковые события в сериале под названием “Вагнер” разворачиваются именно в Цюрихе. Держитесь за свои стульчики, ведь здесь, в имении Везендонков, впервые на арене появляется Козима фон Бюлов.

Глава 3. Козима

Дочь великого композитора и друга Вагнера – Ференца Листа, супруга ближайшего соратника Вагнера – дирижера Ганса фон Бюлова – Козима была знакома с главным героем нашего повествования практически с детства. Обстоятельства складывались так, что сразу после свадьбы Козима предлагает новоиспеченному супругу погостить у Вагнеров в домике, в поместье Везендонков.

Козима фон Бюлов, как всякая женщина, которая попадала в ареал гения, совершенно очарована последним. Она ловит каждое его слово,  выполняет малейшие просьбы. Но разум и сердце композитора заняты его “ангелом” – Матильдой. Спустя несколько лет Вагнер и Козима снова видятся, на этот раз место действия – Берлин. И снова все как в романах – пока муж готовится дирижировать вечерний концерт, его друг и жена совершают поездку на экипаже по городу. Едут, смотрят друг на друга и молчат. А в воздухе пробегают электрические разряды. Все ясно без слов. Вагнер не молод, Козима младше его больше, чем на 20 лет. Но у любви нет срока годности.

Было бы несправедливостью сказать, что опять, мол, этот Вагнер увел у друга жену. Но если страсть к Матильде так и осталась платонической,то любовь к Козиме Рихарду не помогло победить даже время. Спустя год после встречи в Берлине Вагнеру улыбается удача. Людовик II, молодой король Баварии, восхищенный музыкой Вагнера, начинает помогать ему деньгами (до сих пор говорят, что юный король был  влюблен не только в музыку, но и в ее гениального автора). На откуп Вагнеру отдается целый театр в Мюнхене, и чтобы подготовить музыкантов к своему «всеискусству», Вагнер зовет в Мюнхен фон Бюлова – блестящего интерпретатора своей музыки.

А дальше события разворачиваются с молниеносной скоростью. Козима становится правой рукой Вагнера, записывает его мемуары, управляет его делами и состоит с Рихардом в фактическом браке. Носит под сердцем детей Вагнера, периодически сходясь с официальным мужем, чтобы развеять слухи о такой пикантной ситуации. В конце-концов, родив Вагнеру троих детей, Козима получает от Ганса развод и выходит замуж за Рихарда. Это произошло после рождения третьего наследника Зигфрида.  Фон Бюлов узнал о событии из газет и с горечью констатировал, что его рога теперь украшены золотой короной. Конечно, Ганс прекращает с обоими всякое общение, признавая при этом, что его жена выбрала служение «высшему существу». Его единственное требование, чтобы две их с Козимой общие дочери остались с ним. Вагнер теряет друга, но обретает верную соратницу и делового партнера – Козима полностью берет на себя дела мужа, оставляя ему только чистое искусство.

Когда Вагнер умер, она сутки не отходила от его тела, словно окаменев от горя. Очень долго она противилась тому, чтобы письма Вагнера и Матильды были опубликованы. Так же нелестно она отзывалась о Минне.  Но в то же время именно она сохранила знаменитый музыкальный фестиваль в Байройте, увековечив память мужа, именно с ее разрешения в конце концов письма Матильды были изданы (не полностью – часть переписки она уничтожила, но спасибо и на том, что имеем)

Каждая из женщин Вагнера несла свой крест с этим мужчиной. Минна – женщина- мать, хранительница очага. Матильда – муза. Тот самый недосягаемый, а оттого столь желанный идеал женщины. Мы обязаны ей «Валькирией» и «Тристаном». Козима – друг, любимая, та самая жена гения, которая берегла и приумножала славу своего великого мужа. Козима – это «Зигфрид», «Нюрнбергские мейстерзингеры» и, конечно, Байройтский фестиваль, где звучат только оперы Вагнера.