Среднестатистические познания о кино ограничиваются самыми нашумевшими новинками, 2-3 лауреатами Оскар, которые забываются через месяц после церемонии и именем любимого режиссера. Последнее, кстати, для продвинутых пользователей. Но ведь эти познания не охватывают и сотой части того, что происходит за кадром! О кино, киносюжетах и женщинах в профессии поговорили с выпускнице ВГИКа и сценаристкой — Ясей Нева.

Почему ты выбрала именно эту профессию? Это не самый типичный выбор для женщины, которая хочет реализовываться в кино.

Не уверена, что это нетипичный выбор для девушки. На сценарном факультете ВГИКа обучается равное количество мужчин и женщин. Только работают они в разных жанрах: мужчины чаще выбирают криминал и историческое кино, женщины – мелодрамы и триллеры. Я комфортнее всего чувствую себя в жанрах черной комедии, мистики, драмы.

У меня были далеко идущие планы: поступить в магистратуру, написать сценарий полнометражного фильма в качестве дипломной работы, продать его и на вырученные деньги освоить программу режиссуры в одной из киношкол. Я работаю в этом направлении. И в этом же причина моего выбора профессии.

С какими трудностями в творчестве, учебе, работе ты сталкиваешься?

Еще до вступительных экзаменов во ВГИК я прочитала всю популярную литературу по драматургии. После каждого такого учебника кажется, что все просто. Есть некая формула – садись и пиши. На деле все гораздо сложнее.

Первая сложность — поиск идеи. Чаще всего это результат стечения обстоятельств. Слово, сказанное в нужно время. Фраза из книги, которая тебя натолкнула на мысль. Предмет, который попал в поле зрения. Происходит что-то вроде озарения. Ты идешь к метро с диктофоном в руках, произнося: «Что если несостоявшийся писатель надиктовывает идеи на диктофон, но никогда его не переслушивает? Его жена точно в этом уверена – она уже год записывает на него свои мысли по поводу их неудачного брака и желания развестись».

Или заходишь в антикварную лавку, замечаешь старый телефонный аппарат и в голове: «Что если купить неработающий телефон, а среди ночи он зазвонит. Что, если это будет служба психологической поддержки душам умерших и механический голос предложит тебе принять три входящих звонка, а взамен – позвонить любому ушедшему,, которого ты знал?».

Только для того, чтобы пазл сложился необходимо, чтобы кто-то, за пару дней до этого, поговорил с тобой о службе психологической поддержки по телефону;  в «Пикнике на обочине» встретилось рассуждение на тему Вселенной, которая дает ответы на вопросы, которые мы не умеем ей задать и так до бесконечности. Все эти события каким-то таинственным образом сплетаются в голове и выплевываются в одном предложении – чаще всего в формате «что если…»

Все остальные сложности наступают на этапе реализации. Не вижу смысла останавливаться на этом подробнее, так как этому посвящены все учебники по драматургии.

Чувствуешь что твоим коллегам-мужчинам проще?

Мужчины и женщины пишут о разном, по-разному и для разной аудитории. Сложно, думаю, всем.

Какая у тебя творческая мечта? Может ты хочешь поработать над каким-то сценарием? Или у тебя уже есть такой, о реализации которого ты мечтаешь?

Сейчас я мечтаю написать свой дипломный полный метр. Я пишу историю о людях, которые каждое утро получают по почте готовый сценарий, в котором прописаны все их действия и диалоги. Однажды утром никому из них не доставляют сценария. Им приходится самим принимать решения, говорить и делать то, что не было заранее прописано. Задумывалось это как антиутопия, но с новым финалом переросло во что-то совершенно иное. Надеюсь, что это будет интересно и когда-нибудь появится на экранах.

В чем проблема российского кино?

Я не считаю, что у российского кино много проблем. У нас есть фильмы, которые приятно смотреть и пересматривать («Аритмия», «Салют-7», «Гуляй, Вася!», «Блокбастер»). Да, у нас все не так хорошо с финансированием. Да, начинающим специалистам сложно войти в профессию. Да, трудно делать кино, не прибегая к западным штампам, потому что перепитии в судьбе Джейн и Энтони звучат как-то солиднее, чем проблемы Жени и Антона. Но быть сценаристом в России интереснее. Приходится выкручиваться в рамках ограниченных бюджетов. Если бы Джейсон Стэтхем снимался у российских режиссеров, то возможности ногой изменить направление бомбы («Форсаж 8», 2017, США) или дать ею в челюсть огромной акулы («Мег: монстр глубины», 2018, США, Китай, Япония) у него бы не было. Максимум, он бы своей ногой заработал пенальти в пользу новороссийского Метеора («Тренер, 2018, Россия). И сразу возрастает ответственность у сценаристов – как сделать кино интересным, если бюджет ограничен?

Кто твой кумир, на кого ориентируешься? Расскажи про фильмы, которыми ты восхищаешься с точки зрения сценария.

Я не выделяю конкретных сценаристов или режиссеров. Есть примеры удачных фильмов, посмотрев которые думаешь: «о, я была бы счастлива, если бы написала/сняла такой фильм». Так было с итальянским фильмом «Идеальные незнакомцы». Просто и гениально. Одна локация, семь персонажей и интересная задумка, которая удерживает внимание на протяжении всего просмотра. Еще меня восхищают такие фильмы, как «Человек — швейцарский нож» с Дэниелом Рэдклиффом. Как можно было сделать из такой завязки мелодраму и сделать хорошо? Или смотришь «Аритмию» — казалось бы, сюжет простой, ничего не происходит, герои не меняются, нет пресловутой арки героя, но ты смотришь, смеешься и плачешь, снова смеешься и снова плачешь. Как людям это удается?

Как ты относишься к созданию школы сценаристок 40+ Мэрил Стрип ? На твой взгляд, есть ли возрастная дискриминация в профессии?

Идея хорошая. Взрослым авторам есть, о чем сказать миру. Молодым проще понять, чего хочет аудитория —  кинотеатральное ядро – это все же люди от 17 до 25. Если человеку есть, чем поделиться с миром, и он знает свою аудиторию, то значит совсем скоро мы увидим на экранах очередной киношедевр.

Что важно уметь сценаристке? Какими навыками обладать?

Воображением, умением замечать детали. Важно иметь высокий уровень самообладания, чтобы пережить все случаи, когда тебе говорят: «Да, классная идея! Я видел это в таком-то и таком-то фильме» и продолжать писать в надежде придумать историю на 67 миллионов рублей (мы же все-таки в российских реалиях).

5 любимых фильмов Яси Нева

х/ф «Умница Уилл Хантинг»
х/ф «Красотка»
х/ф «Меланхолия»
х/ф «Женщины на грани нервного срыва»
х/ф «Пурпурная роза Каира»

Познакомиться поближе