Оксана любила нас шокировать. Соберет вечером на кухне и, жонглируя непонятными словами, рассказывает как прошел ее день. Она спасала бомжей, угоняла мерседесы или собиралась переезжать в Португалию. В тот вечер мы узнали, что Оксана выходит замуж за “Habibi” и принимает ислам.

– На самом деле, может я и откажусь. Я даже шапку зимой не ношу, а тут платок в любую погоду, — говорила Оксана, затянув красивые волосы в тугой узел, имитирующий покрытую голову.

– А нельзя, чтоб замуж, но без хиджаба? –  последнее слово я выучила от нее в этот вечер.

– У Хабиби на родине с этим строго.

– В Иране возможно, но зачем тебе в Украине ислам? Давай мы его покрестим, м? – накидывала я варианты. Последний мог решить Оксанину дилемму.

Хотя наша идея обратить в христианство Махмуда очень быстро растворилась в очередной истории моей соседки, мне стало интересно считают ли мусульманки  хиджаб ограничением своих прав, или это их способ самовыражения.

В поисках решения, я познакомилась с работами Самины Али, писательницы и кураторки виртуальной выставки «Мусульманка». Ей было меньше года, когда вся семья переехала из Индии в Америку. Жизнь в двух совершенно разных мирах сподвигла Самину основать феминистскую организацию американских мусульманок «Дочери Хаджар». Не довольствуясь простым ответом “так сказал Аллах!” на многочисленные запреты для женщин, она посвятила себя поиску ответов в первоисточниках. В Коране она искала причины запрета женщинам входить в мечеть через главный вход или потребность покрывать голову.

Во времена правления Пророка Мухаммеда светских женщин от рабынь можно было отличить по джильбабу (женская одежда, укрывающая всё тело). Уделяя большое внимание социальному статусу, мусульмане оказывали покровительство женщинам из высшего сословия, даже незамужним. Они могли рассчитывать на защиту и в случае нападения, свидетельствовать против мужчин, совершивших преступление. Рабыни ходили непокрытыми и были легкой добычей для бандитов. При этом никакой помощи в случае опасности ждать не приходилось.

Тогда Аллах обратился к Мухаммеду: “О Пророк, скажи своим женам, дочерям и всем женам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя покрывало. Тогда их не будут различать и не подвергнут оскорблению.” То есть это совет – одеваться одинаково во избежание насилия там, где есть его вероятность.

Традиция, которая когда-то спасала женщин, сегодня несет в себе опасность остаться невидимой в глобальном и быстро меняющемся мире. Женщины ходят в рестораны, занимаются спортом и строят карьеру. По всему миру как вирус распространяется  движение ”My Stealthy Freedom” («Моя тайная свобода»). Прогрессивные мусульманки публикуют свои фотографии с непокрытой головой, в современной одежде и с макияжем, заявляя, что хиджаб – это выбор женщины, а не обязательство.

Традиции жаждут слепого повиновения и не терпят вопроса “почему?”. С проинформированности и осознанности начинает свобода выбора. Разрушить власть традиций быстро не получиться, но как сказал Конфуций: “Тот, кто передвигает горы, сначала убирает маленькие камни”.