Когда в мастерскую приходят смотреть мои картины, муж обычно рассказывает новым посетителям короткую и эффектную историю о том, как филолог, журналист и редактор в один день стала художником. Она звучит так:
Однажды летним днем она позвала меня пойти на пленэр…

Тут в скобках надо отметить, что мой муж, Юрий Селиванов — профессионал, у которого за плечами и художественная школа, и училище, и Муха, которая теперь Академия Штиглица, словом, серьезное образование. Он художник-монументалист, и свои работы делает исключительно в мастерской, долго и кропотливо работая над бумажными эскизами-коллажами. Поэтому для него пленэр — это что-то из далекого детства.

У нас отменились дела, стояла прекрасная солнечная погода, и несмотря на несерьезность занятия, мы пошли поразвлекаться, взяв с собой цветную бумагу и масляную пастель. Сели на набережной Фонтанки, с видом на мост Белинского. Через час я показала ему, что у меня получилось. Свой рисунок он демонстрировать(тавтология) мне не стал. Сказал, что мой — шедевр. И сообщил, что мне обязательно надо рисовать.

С тех пор прошло больше восьми лет.

Я вступила в Союз художников Петербурга, поучаствовала в десятках выставок в России и в Европе.В прошлом году состоялась моя большая персональная выставка в музее Анны Ахматовой в Петербурге. Мои картины покупают.

Я стала писать свои книги и создавать к ним иллюстрации.

Но самое главное — рисование стало неотъемлемой частью моей жизни, и невозможно представить, что так было не всегда.

Звучит, как чудо?

Увы, я должна разочаровать вас. Чудес не бывает. Или точнее — не бывает чудес без подготовки.

Чудо — как зерно, лежавшее в земле много лет, и потом, при благоприятных условиях вдруг давшее слабый росток. Будете ухаживать за ним, кормить и поить — и оно однажды прорастет фантастическим цветком. А после даст и плоды.

До этого пленэра и после него были годы поисков, и работы, и разочарований, и маленьких побед.

Если отмотать пленку далеко назад — я вижу себя еще в младшей школе с альбомом и акварельными красками. Я помню, как мне нравилось, что акварель дает такие красивые пятна, она смешивается и цвета превращаются один в другой.

Следующий кадр — я уже постарше и смотрю с завистью на одноклассниц, которые ходят в художественную школу и умеют рисовать. В голове теперь: «Я не умею». И между мной и просьбой пойти в художественную школу, которая была прямо у нас во дворе — почему-то стена.

Старшая школа — мое рисование ограничивается идеальной тетрадкой по биологии, куда я разноцветными карандашами перерисовывала схему пищеварения дождевого червя или скелет голубя. По биологии у меня пятерка.

Параллельно я с детства много читаю, и это всегда поощряется. Мама филолог, и чтение, обсуждение прочитанного, изучение иностранных языков, культура речи — важная часть жизни. (Чувствуете, как на нас влияет наше окружение, особенно в детстве, когда мы еще не можем его выбирать?)

Я поступаю на филологию, и параллельно начинаю работать журналистом. За несколько лет, что я проработала газетным журналистом, я посетила, наверное, все музеи в Петербурге, а их тут немало, поверьте. Побывала на вернисажах в маленьких галерейках и на помпезных открытиях в Эрмитаже, читала о художниках и течениях в искусстве и писала свои впечатления. Это было настоящее погружение в среду искусства, самого разного, современного и традиционного, увлекательного и скучного, модного и всеми забытого.

На одном из вернисажей мы встретились с моим будущим мужем, и я оказалась уже за кулисами мира искусства.

На этом этапе художники из далеких и неизвестных персонажей превратились в знакомых и друзей. Я стала бывать в мастерских, слушать обсуждения ежедневной работы людей, для которых творчество — и жизнь, и заработок, и профессия. И хотя продолжала писать и работать в журналистике, на несколько лет визуальные впечатления затмили словесные.

Впервые в жизни я почти перестала читать, настолько интереснее мне было просто жить.

В мою жизнь пришли маленькие, почти незаметные арт-проекты — сшить из разноцветных кусков бархата наволочки на подушки, придумать сценарий праздника для друзей, устроить из пикника фотосессию с патефоном и старинными аксессуарами. Та самая детская игра и спонтанность понемногу возвращались в повседневность, расцвечивая ее новыми красками.

Без книг тоже не обошлось. Большую роль сыграл для меня “Путь художника” Джулии Кэмерон . Секрет ее действия в том, что книгу нужно не только прочитать, но и проделать упражнения.

Если стоять в стороне, пока другие отжимаются — мышцы не нарастишь. Так и это путешествие — предназначено не для чтения, а для проживания.

Благодаря Кэмерон я стала вновь вести дневник, и эта письменная практика тоже многое сделала для осознания своих желаний и проработки страхов и сомнений. (Подробнее о разных книгах, что повлияли на поворот к творческой профессии, читайте в моем блоге)

Оглядываясь назад, можно выделить некоторые этапы, которые сыграли свою роль в том, чтобы тот самый пленэр в конце концов произошел.И их  может повторить любой, даже не выходя замуж за художника и не становясь журналистом.

  • Погрузитесь в новую для себя среду — я говорю об искусстве, но то же самое касается кулинарии или дайвинга, моды или сценаристики. Пусть вас окружают люди этой профессии. Посещайте тематические мероприятия, знакомьтесь и задавайте вопросы. Вы или очаруетесь еще больше — или разочаруетесь, но это не страшно, ведь вокруг так много интересного!
  • Попробуйте что-то новое в других областях своей жизни — спорт, стиль одежды и прически, маршрут, которым вы возвращаетесь домой, все это влияет на уровень креативности. Привычные действия — это привычные мысли, привычное настроение, привычный взгляд.
  • Очень рекомендую ввести в жизнь письменные практики — будут ли это утренние страницы, дневник благодарности, обычный дневник или списки из ста — методов очень много, и вы обязательно найдете что-то себе по душе. Лучше всего почитать о них у Дарьи Кутузовой.
  • Читайте книги, статьи, блоги, смотрите фильмы и видео по вашей теме, слушайте подкасты. Впитывайте информацию в любом виде.
  • Главное — не застрять на этапе поглощения информации. Ведь это бесконечный процесс. Действуйте и предпринимайте шаги — если хотите рисовать, то пусть это будут ежедневные зарисовки, самыми обычными фломастерами или простым карандашом. Чтобы ввести рисование в практику, совсем не нужно покупать много дорогостоящих материалов, которые потом будет страшно даже открыть (об этом я пишу подробно в статье про мусорные материалы)!
  • И не верьте в быстрые результаты. Творчество — это не спринт и не марафон, это прогулка по уникальному ландшафту вашей души, где вы сами — лучший проводник.  

Я продолжаю рисовать и двигаюсь дальше. Теперь я обожаю пленэры и при любой возможности хожу рисовать Санкт-Петербург с натуры.  

А еще я верю, что эта креативная энергия есть в каждом, и даже если вы не планируете круто менять свою жизнь и выбирать холст и масло отныне и вовеки веков, творчество и рисование — тот навык, который пригодится всем нам! Именно поэтому я завела блог и делюсь со всеми читателями своим опытом и наработками, страхами и сомнениями, победами и озарениями.  

 

Надя Демкина

Член Союза художников Санкт-Петербурга.

Главная тема рисунков и картин — городской пейзаж, Петербург и другие города.

Участник выставок и арт-семинаров в Петербурге и Европе. Картины находятся в частных коллекциях в Петербурге, Лондоне, Берлине. Автор текстов к двум книгам о Петербурге — “Влюбленным в Петербург” и “Петергоф”.

Надя на Facebook
Надя в Instagram